Изменение адреса официального сайта

Уважаемые посетители сайта! Данный сайт с 1 декабря 2023 года переезжает на новую платформу по адресу https://school5apatity.gosuslugi.ru. Приносим извинения за доставленные неудобства.

Как подготовить ребенка к школе?

Итак, что же должен уметь будущий первоклассник? Многие родители ошибочно полагают, что готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более обширный. В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе отказать ребенку в реализации его права на обучение на том основании, что он этого не может – ведь по идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленному научить.

Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения и он будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников. Для того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу предшкольной подготовки и не полениться позаниматься с ребенком.

Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это:

– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение);

– обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость;

– тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе);

– тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.

Однако следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность – не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь. Подходы эти принципиально разные – если выбран первый, ребенок занимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в первом классе выясняется, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и желание учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе – поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу… Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе. То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также: – обладать и коммуникативными и социальными навыками – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет; – не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками; – уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости; – осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе; – уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость; – иметь положительную мотивацию, желание учиться; – уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала); – иметь позитивное отношение к самому себе.

Важно помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой. Ребенку необходимо много движения (в идеале – занятия в спортивной секции, которые дают помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное питание. Если у малыша есть нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу).

Ребенок должен быть и по возрасту готов к учебе: имейте ввиду, что в школы принимают детей – не ранее 6 лет и 6 месяцев на 1 сентября. Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!

Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе»

Что нужно сделать, чтобы ребенок пошел в школу с удовольствием? Хочет ли первоклашка учиться? Попросите ребенка согласиться или не согласиться с этими утверждениями:Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе»

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

3. Я буду приглашать на день рождения весь класс.

4. Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем переменка.

5. Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.

6. Интересно, что в школе дают на завтрак.

7. Самое лучшее в школе - это каникулы.

8. Мне кажется, что в школе интереснее, чем в детском саду.

9. Мне очень хочется в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.

10. Если бы я мог, я бы пошел в школу еще в прошлом году.

Считаем очки: Если ребенок согласился в 8 пунктами, он готов к школе, хочет туда идти и будет учиться с интересом. Если согласился с 4 - 7 пунктами, ребенок хочет в школу, но она пока привлекает его не учебой. Если он чаще соглашался с первыми 5 пунктами, то он мечтает о новых друзьях и играх. С 6 - 10 пунктами - он понимает, что такое школа, и относится к ней положительно. Если малыш ответил положительно только на три (или меньше) пункта, он не имеет понятия, что его ждет в школе, и не стремится стать первоклашкой.

Проверяем память и мелкую моторику

Задание

Степень готовности

Попросите ребенка срисовать простую картинку.

Он готов к школе, если уверенно и правильно держит карандаш, линии четкие, соединения точные.

Не готов, если карандашом работает плохо, линии рисует "лохматые", соединения неточные.

Поговорите с ним. Что он знает о себе, о своей семье?

Готов к школе, если может рассказать о себе, знает, как зовут и чем занимаются его родители.

Не готов, если не может сказать ничего, кроме своего имени, не знает, кем работают родители.

Предложите ему запомнить 10 картинок с изображением предметов.

Готов к школе, если запоминает 4 - 6 картинок, посмотрев один раз; 8 - 10 картинок, посмотрев 3-4 раза. Через час может вспомнить 5 - 10 картинок.

 Не готов, если, просмотрев 1 раз, запоминает меньше 3 картинок, просмотрев 3 - 4 раза - не более 5. А через час вспоминает не более 3 картинок.

Прочитайте ребенку короткий рассказ с интересным сюжетом и попросите пересказать.

Он готов к школе, если пересказывает близко к тексту, выделяет основную мысль, строит фразы правильно.

 Не готов, если пересказать не может. На наводящие вопросы отвечает "да" и "нет". Фразы строит грамматически неправильно.

 

Советы родителям как подготовить малыша к школе

1. Научите ребенка различать право-лево. 

2. Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки. 

3. Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных фломастеров, линейка и ластик. 

4. Выучите с малышом Ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, что делать, если он потеряется. 

5. Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок). 

6. Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с ребенком этот момент. 

7. Если у Вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы. 

8. Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день - 30 - 35 минут за чтением и азбукой, потом перемена 15 минут и следующий урок. Поиграйте в школу.

9. Поддерживайте Вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе. 

10. Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки. 

11. Проверьте, умеет ли Ваш ребенок самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

 

Информацию подготовила Мухина И.А.