DSC 170527 ноября 2019 года на базе МБОУ СОШ № 5 прошёл муниципальный семинар по теме «Практики социализации и профориентации в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций г. Апатиты (МБОУ СОШ № 5, 6, 14)»

Семинар подготовлены и проведён педагогами и учениками трёх школ города Апатиты: 5-й, 6-й и 14-й.

            Почему возникла идея провести муниципальный семинар в таком формате?

            Практика нашей жизни показывает, что школы города постоянно оказываются в ситуациях соперничества. Пусть и неофициально, но школы постоянно конкурируют и сравниваются по результатам предметных олимпиад, государственной итоговой аттестации, различных соревнований и конкурсов. Понятно, что каждая образовательная организация борется за сохранение и увеличение контингента, да и всевозможные рейтинги тоже подогревают дух конкуренции. Но в погоне за рейтингом нельзя забывать о важных вещах.

            Во-первых, каждая школа уникальна, поэтому как не корректно сравнение учеников, так и не вполне корректно сравнение школ.

            Во-вторых, все образовательные организации города решают одну общую социальную и гуманитарную задачу — растить образованных, культурных жителей нашего города, создавать условия для позитивной социализации, личностного и профессионального самоопределения школьников.

            Наша общая цель — вовлечь всё юное население города в различные виды позитивной деятельности (учебной, творческой, спортивной, общественной), научить ребят быть социально активными: вливаться во временные коллективы, взаимодействовать, сотрудничать в решении учебных и общественных задач, проявлять инициативу.

Повысить социальную активность и сплотить ребят, мотивированных получать знания, заниматься спортом, творчеством, предоставить возможности для позитивной социализации всем школьникам поможет развитие сетевого взаимодействия.

            Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность образовательных организаций, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций.

            Почему развитие сетевого взаимодействия так актуально сегодня?

            ФГОС требует от школы достижения высоких предметных, метапредметных, личностных образовательных результатов. Не всегда материальные и кадровые ресурсы отдельной школы позволяют в полной мере удовлетворить образовательные потребности всех категорий обучающихся, обеспечить широкий спектр индивидуальных образовательных маршрутов.

            Тогда сохранить контингент учеников поможет именно сетевое взаимодействие. Ведь ученик, не меняя школы и не испытывая связанных с этим проблем адаптации, получит возможность:

- посещать необходимые и интересные ему занятия различных профилей (межшкольные факультативы, внеурочные занятия, секции и кружки);

- учиться у самых опытных и увлечённых педагогов города;

- вступать в ученические сообщества по интересам.

            Основные задачи сетевого взаимодействия:

- создание в городе единого образовательного пространства, способного удовлетворить разнообразные образовательные потребности всех категорий учеников;

- обеспечение условий для позитивной социализации и профессиональной ориентации школьников. Важно предоставить ребятам возможность и показать примеры социально полезных практик, в которых подросток может выявить свои интересы и склонности, развить свои способности и личностные ресурсы.

- развитие педагогического сотрудничества. Обмен опытом, наставничество очень актуальны в условиях кадровых проблем, которые испытывает школа. Конструктивное общение педагогов – одно из условий доброжелательного общения ребят из разных школ.

           

При подготовке к семинару и проведении мероприятий педагоги и ученики руководствовались следующими принципами:

  • принцип сотрудничества (представлены занятия, в которых ребята из разных школ работали вместе, соревновалсь смешанные команды, школы не противопоставлялись друг другу. Педагоги из разных школ тоже показали пример эффективной совместной работы);
  • принцип природосообразности (ведущим типом деятельности подростка является общение, а главными его личностными потребностями являются потребность в идентификации с группой, принятии, самоутверждении в среде сверстников. Учёт этих возрастных особенностей в организации учебной и внеурочной деятельности — это залог положительной школьной мотивации и успешной социализации подростка);
  • принцип взаимодействия школьников разных возрастов (психология подростка такова, что он больше доверяет и подражает сверстниками и более старшим ребятам, чем взрослым. Поэтому так важно, чтобы ребята разных возрастов были вовлечены в совместную интеллектуальную, творческую, спортивную, общественно полезную деятельность. На нашем семинаре будут представлены занятия для разновозрастных групп обучающихся, а также привлечение старшеклассников в роли тьюторов к занятиям с младшими ребятами);
  • принцип взаимосвязи и взаимодействия поколений (очень важно, чтобы у подростка был наставник, старший друг, носитель знаний и культурных традиций. В условиях сетевого взаимодействия происходит неформальное, личностное, субъект-субъектное общение ученика с педагогами, представляющими наиболее интересующие школьника отрасли знаний. Это взаимообогащающее общение, в котором педагог, в свою очередь, черпает молодость духа и возможность лучше понимать подрастающее поколение и учитывать его особенности в обучении и воспитании);
  • принцип «Нескучно о важном и серьёзном!» (в образовательном процессе не избежать рутины, и всё же насыщение школьной жизни яркими интересными событиями делает учение личностно значимым, осознанным и увлекательным);
  • принцип гуманизации образования (важно избежать технократического и утилитарного подхода к образованию и стремиться к гармоничному развитию личности ученика. Профилизация и подготовка к ЕГЭ и поступлению в вузы в старших классах должны быть компенсированы возможностью повысить общекультурный уровень, поддержанием интереса к гуманитарным наукам вне зависимости от профиля обучения, развитием интереса к чтению художественной литературы, формированием гражданской позиции, возможностью проявить творческие способности).

            Таким образом, сетевое взаимодействие, примеры которого были продемонстрированы на мероприятиях семинара, способствует решению множества задач и воплощению в практику некоторых основополагающих принципов обучения и воспитания.

            Семинар объединил более 150 ребят и 27 педагогов из разных школ, приняли участие в мероприятиях и родители. Гостями семинара стали директора и их заместители, педагоги из всех школ города Апатиты.

            Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям динамично развиваться, повышать качество образования, создавать единую многомерную образовательную и воспитательную среду для личностного, социального и профессионального становления молодого поколения нашего города.

previous arrow
next arrow
Slider