Форум стал, по сути, стартом проекта SoDA в России, который предполагает работу по тестированию и апробации набора устройств и сервисов для реализации сценариев индивидуализированного образования в школах. Поучаствовать в проекте членам Ассоциации «Школа Сколково» предложила корпорация Microsoft, которая работает над ним в сотрудничестве с ещё рядом компаний (Intel, ООО «Азбука Рус», ООО «Вебзавод» и др.). На форуме, кстати, и были представлены образцы устройств и продемонстрированы сервисы, позволяющие реализовать индивидуализированное обучение школьников при помощи модели «Один ученик — один компьютер». Участники мероприятия смогли не только посмотреть, но и «пощупать» многие из предложенных инструментов.

 

В качестве устройства, которому предстоит стать элементом описываемой модели, был представлен планшетный ноутбук «Intel® Education 2 in 1». Подобные устройства уже не новинка в IT индустрии, но данный образец обладает повышенными защитными характеристиками (ударостойкость, влагонепроницаемость), имеет ручку для переноски, а также может быть оснащен специальными образовательными инструментами (увеличительной линзой, температурным датчиком). А в сочетании с набором цифровых образовательных ресурсов и специальных программных средств такое устройство может стать мощным инструментом, способным помочь учащемуся в освоении образовательных программ.

 

Несложно догадаться, что один планшетный ноутбук в руках одного ученика не даёт нужного эффекта. По задумке идеологов проекта в школе желательно наличие модели «1 : 1» (один ученик — один компьютер), хотя бы на уровне класса (параллели классов). Также должно присутствовать особенным образом организованное цифровое пространство: сетевая инфраструктура должна обеспечивать работу так называемого «частного облака». Простым языком, на школьном сервере организуется доступ к цифровым образовательным ресурсам и средам учащемуся со своего планшетного ноутбука в любой точке, где есть интернет (а с некоторыми ресурсами и без интернета). Так что процесс обучения сможет продолжаться и за пределами классной комнаты, например, дома. Об этом смело заявил Антон Шульженко, руководитель направления по продвижению комплексных решений для системы образования Майкрософт Рус. Еще одна высказанная им идея заключена в том, что тенденции внедрения в организациях схемы BYOD (Bring Your Own Device, «Возьми на работу личное устройство») должна сопутствовать противоположная (назовём её, например, «Возьми домой рабочее устройство»).

 

Именно в этом направлении корпорация Microsoft предлагает двигаться образовательным учреждениям, а в целях продвижения своей модели компания готова безвозмездно предоставить сколковским школам описанные комплексы оборудования и сопутствующих программ и сервисов уже этим летом. Взамен корпорация потребует описания сценариев их использования в образовательном процессе, которые школы должны выработать в процессе реализации проекта.

Чтобы окончательно убедить в реалистичности замысла, в помещении, где проходил форум, был развёрнут мобильный компьютерный класс из указанных планшетных ноутбуков, на которых под руководством организаторов мероприятия практически все из присутствующих смогли поработать на данных устройствах, выполняя реальные задания, которые могут быть предложены учащимся. Более 50-ти участников форума стали на несколько часов учениками, а ведущие – учителями. Несмотря на некоторые технические и организационные заминки, которые происходили в начале такого учебного дня, в целом практическая часть показала, что учебный процесс в классе с таким оборудованием и программным обеспечением не только возможен, но и интересен, интерактивен, раскрывает для учителя и учеников уникальные возможности в осуществлении эффективного взаимодействия, групповой работы, автоматизированного контроля, нацелен на индивидуализацию образовательного процесса.

 

Насыщенная программа форума включала в себя не только основную тематику, предложенную компанией Microsoft. Также были представлены образовательные проекты других коммерческих организаций.

 

Так, российская компания ABBYY презентовала простое в использовании, недорогое и доступное в техническом плане решение для организации мониторинга готовности к сдаче ЕГЭ. Разработанный компанией интернет-сервис даёт возможность школе провести проверочную работу по материалам ЕГЭ, разрабатываемым Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), и практически сразу получить результаты проверки ответов выпускников. Важной особенностью этого решения является то, что само тестирование проходит на тех же бланках, что и сам ЕГЭ. А заполненные бланки обрабатываются тем же программным обеспечением, что и настоящий ЕГЭ (ABBYY является поставщиком технологии обработки бланков ЕГЭ более 10-и лет). Таким образом, школьники успевают достаточно потренироваться не только с точки зрения проверки своих знаний, но и на заполнении формы, используемой в ЕГЭ.

 

Схема проведения такой работы следующая:
1. Учитель школы в определенное время заходит на портал, откуда распечатывает бланки заданий.
2. Школьники решают задания.
3. Учитель сканирует бланки, изображения поступают на портал.
4. Ответы автоматически обрабатываются, результаты видны на портале.

 

Помимо результатов портал будет отображать множество статистических данных: рейтинги проведенных работ, сравнение нескольких работ по одному предмету и т.п.
Немаловажной особенностью данного сервиса является возможность комплексной интеграции на уровне города, региона. Так, если лицензия на использование будет приобретена не на одну школу, а на все общеобразовательные учреждения региона, то сводная статистика станет доступна руководителям соответствующих органов управления образованием. Такое решение может быть интересно как инструмент мониторинговых исследований на уровне города и региона, поскольку позволяет проводить их централизованно сколь угодно часто, быстро и показывает динамику степени подготовки школьников к ЕГЭ на разных уровнях. Руководители, присутствовавшие на форуме, задали вопрос о стоимости данного решения – ответ представителя ABBYY их удивил (видимо, невысока).

 

Генеральный директор ООО «Азбука Рус», ещё одной российской компании, выступавшей на форуме, рассказал о своём (и компании) видении, как обстоит дело с электронным обучением и использованием цифровых образовательных ресурсов в России. По его мнению, есть ряд сильных и перспективных проектов, реализуемых не без участия их компании, которые успешно реализуются в нескольких регионах. «Азбука» уже не первый год фигурирует на рынке цифровых образовательных ресурсов, позиционирует себя как поставщик электронных учебников и библиотек, готова интегрировать свои решения с любыми информационными системами регионов и в проекте SoDA видит свою важную роль. Библиотечный модуль, презентованный фирмой на форуме, позволяет учащимся легко получать электронные учебники из обширной базы школьной библиотеки, которая также предоставляется школе, приобретающей данный продукт.

 

Приятным впечатлением второго дня форума была экскурсия в гимназию №19 города Казани, где участники смогли увидеть и уже реализующиеся проекты, презентованные днём ранее, и новые технологические решения. Вот, например, компанией «Айкьютек» внедрена в данной школе автоматизированная система, контролирующая учёт посещения учащимися школы, столовой. За небольшую плату родитель получает СМС-уведомления о действиях своего ребёнка (проход в школу, выход из неё, получение завтрака или обеда, баланса средств и т.п.), может контролировать эти действия в личном кабинете. При этом проблема утери карточки доступа решена устройством чтения снимка поверхности пальца.

 

Техническому оснащению посещенной школы, конечно, позавидуют многие, но педагоги, с которыми довелось пообщаться, подтвердили тезис о том, что кадры решают всё. Меня, к примеру, безумно вдохновили учитель технологи и его ученик, демонстрировавшие механическую руку, которую они изготовили в мастерской при помощи резки лазером оргстекла и сборки робототехнических деталей. В планах школьника усовершенствовать модель деталями, изготовленными на 3D принтере, который, безусловно, присутствует в мастерской. Сама мастерская больше напоминала сервисный центр по ремонту цифровой техники. Хотя одному типовому верстаку с отвёртками и молотками, а также полке с учебниками Симоненко В.Д. там тоже место нашлось. А другой учитель осуществляет межпредметность таким путём: вместе с классом они проводят весь путь изготовления футболок с символикой: от изучения истории и значения изображения на одежде до её изготовления и продажи. И здесь стоит не завидовать, а стремиться.

 

В целом форум оставил приятное впечатление.

 

Конечно, как конструктивный критик, не могу не оставить своё субъективное мнение относительно основной темы проведённой встречи – перспективе реализации модели «1 : 1» в школах. С точки зрения технического специалиста концепция кажется не слишком эффективной в соотношении цена/качество. Тяжело представить себе объём затрат на приобретение, обслуживание, модернизацию, обеспечение сохранности и прочих затрат на такое решение в обыкновенной школе, даже в светлом будущем. Но и сама техническая платформа (планшетный ноутбук такого формата), по моему мнению, не оптимально подходит для решения всех образовательных нужд: удобство обработки графической информации, видео, работа в визуальных средах программирования требует экранов большего размера. Так что, я пока сторонник другой концепции, появление которой более вероятно, модели «1 : N» (один ученик – множество цифровых устройств). В школе, на мой взгляд, должны присутствовать различные по размеру, формату, функционалу цифровые помощники учащихся, и все они должны быть доступны им в определённое время. А вне школы у ребёнка сегодня итак достаточно цифрового окружения, которое при желании он может использовать для удовлетворения образовательных потребностей.

Проект компании Microsoft не кажется облачным, цели компании по проекту SoDA, как всегда, прозрачны и ясны, а время покажет…

Николай Нифакин, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №5 города Апатиты Мурманской области

11.06.2014