В наш XXI век – в век безграничного прогресса во всех отраслях науки, порой кажется, что уже совершены все великие дела, сделаны все возможные открытия. В то же время общество требует от школы создания условий для успешного развития личности учащихся: познания школьниками своих индивидуальных характеристик; возникновения интереса к своей жизни и стремления выражать себя; развития потребности воплотить в жизнь свой личностный потенциал.
Но как развить у ребёнка любовь к чтению? Одним из способов может послужить театрализованный подход к изучению произведений.
В 2022\20023 году начал свою деятельность школьный театр «Балаганчик», целью которого является адаптация литературных и музыкальных произведений для учащихся, формирование осознанного и выразительного чтения, интереса к современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- Поддерживать и развивать мотивацию к обучению, формировать эстетическое восприятие литературных и музыкальных произведений.
- Расширить знания детей о современном театральном искусстве, закрепить основы норм поведения в театре.
- Развивать у учащихся выразительную речь, ознакомить со средствами выражения эмоций.
- Расширять активный и пассивный словарный запас учащихся.
Ожидаемые результаты
На протяжении всего времени реализации проекта проводится мониторинг индивидуального развития учащихся: диагностика развития познавательных процессов, оценка восприятия художественного текста, интереса к групповой творческой работе. Планируется получить следующие результаты деятельности проекта:
- сформирование расширенных знаний о современном театре у школьников;
- возрастание интереса к чтению и анализу художественных произведений, привлечение учащихся к систематическому чтению;
- сформирование эстетического восприятия;
- развитие интереса к творческой деятельности;
- повышение концентрации внимания;
- улучшение памяти, проявляющееся в более быстром запоминании литературных произведений;
- формирование и развитие потребности в общении учащихся как со взрослыми, так и друг с другом.
Методы и формы реализации проекта:
- введение новых форм проведения уроков внеклассного чтения;
- анкетирование учащихся на предмет выявления творческих способностей;
- отбор и изучение литературы с целью определения произведений, наиболее интересных для совместного анализа;
- игровая форма уроков;
- введение элементов театрализации на уроках;
- выступление на внутришкольных и сельских культурных мероприятиях;
- просмотр видеозаписей театрализованных представлений, спектаклей;
- беседа о театре, ознакомление с научной литературой и понятиями;
- упражнение на подготовку голоса, сформирование правильной дикции.
С помощью данных методов и форм можно развить речь и интерес к познавательной деятельности учащихся.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для реализации проекта ведется работа по следующим направлениям:
- Работа с текстовым материалом. Оно подразумевает формирование вдумчивого и осмысленного чтения, умение применять прочитанное в жизни, и, самое главное, - формирование мотивации к чтению. Дети знакомятся с детской книгой, определяют различия и сходства литературы разных народов, определяют жанры, темы и идеи произведений. В то же время учатся технике чтения, которая помогает обеспечить хорошую дикцию, интонацию, развить силу голоса, речевой слух. Для этого используются разные формы работ: заучивание скороговорок, чтение стихотворения разным темпом и техникой, выполнение фонетических и лексических упражнений.
- Следующее направление деятельности - использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра являются гармоничным сочетанием театрального искусства с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения. Но ни в коем случае нельзя заменять учебный процесс развлекательной постановкой. Поэтому уместнее употреблять элементы театрализации.
- Третье направление – самостоятельное инсценирование литературного произведения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно изменение сюжета уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение.
- Немаловажную роль в театрализации на уроках литературного чтения играет и оформительская работа. В нее включаются такие задания: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений. Вся работа детей не должна остаться без внимания. В классе необходимо проводить защиту творческих работ учащихся, только тогда эти задания будут эффективны. Придумывая афиши, обложки, ученик анализирует произведение результативнее и глубже.
Результаты деятельности школьного театра «Балаганчик» за 2022\2023 год:
- Международный творческий конкурс «Наследники Победы-2022» в номинации «Литературная постановка» «Нам не нужна война»-1 место ,3-5классы.
- Муниципальный конкурс-фестиваль «Битва хоров»,
Вокальная группа «Пятёрочка» победитель.
- Муниципальный фестиваль агитбригад «Как хорошо на свете без войны!»
Коллективная работа 1А, 3А, 5А, 9А.