Образовательное конструирование и робототехника в МБОУ СОШ №5 города Апатиты

 

Актуальность введения образовательной робототехники в нынешнее время обусловлена её уникальными ресурсами для осуществления стандарта нового поколения. Прежде всего, это:

 

  • Освоение основ конструирования, программирования, основных принципов механики.
  • Получение знаний о методах и этапах моделирования; сбора, анализа и обработки информации; проектирования и проведения исследований.
  • Умение применять знания и мыслить логически, творчески подходить к решению поставленных задач, проводить исследования, создавать проекты и презентации итогов собственного труда.
  • Воспитание этики и культуры общения, навыков работы в микрогруппах и в коллективе, основ бережного отношения к оборудованию.
  • Повышение мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла: физики, математики, информатики.
  •  

Образовательная робототехника - один из возможных путей реализации системно-деятельностного подхода в обучении, что позволяет говорить о ней, как о важном педагогическом ресурсе ФГОС.

 

С 2013 года в рамках реализации эксперимента "Школа Сколково - Апатиты", а также в условиях перехода на новые образовательные стандарты (ФГОС), в МБОУ СОШ №5 началось активное внедрение робототехники в образовательный процесс. При этом образовательное конструирование уже с 2011 года используется в начальной школе в работе по новым образовательным стандартам. В ФГОС начального образования большая роль отведена системе внеурочной деятельности, направленной, в том числе, и на развитие интеллекта учеников. С этой целью учащимся начальных классов предложен курс «Мы исследователи» по направления внеурочной деятельности «Проектная деятельность».

 

В школе №5 города Апатиты рассматриваются различные варианты внедрения робототехники в учебно-воспитательный процесс:

  • В учебном плане школы: 
    • включение в уроки информатики, математики, физики, технологии: учебных ситуаций, практико-ориентированных задач, проектной деятельности;
    • реализация факультативного курса;
    • включение во внеурочную деятельность (по новому стандарту), в т.ч. в рамках интеграции с дополнительным образованием; 
  • Во внеурочной (внеклассной) деятельности:
    • кружки, секции;
    • учебно-исследовательская, проектная, соревновательная деятельность за рамками образовательных программ (досуговая деятельность, информальное образование).

 

Материально техническое оснащение данного направления в школе представлено следующими компонентами:

Наименование Характеристики Кол-во 
Игровые конструкторы (не робототехнические) для начальных классов Игровые конструкторы LEGO (тематические) 12 комплектов
Образовательные конструкторы (не робототехнические) для начальных классов LEGO "Первые механизмы", "Простые механизмы", "Построй свою историю" 25 шт.
Робототехнические конструкторы для начальных классов ПервоРобот LEGO WeDo 28 шт.
Робототехнические конструкторы для основной школы ПервоРобот NXT, EV3 20 шт.
Мобильные компьютерные классы Мобильная тележка-сейф, укомплектованная ноутбуками (25 ученических, 1 учительский), с точкой доступа Wifi для подключения к сети Интернет 2 комплекта
Учебные помещения Для организации занятий и проведения мероприятий в школе помимо учебных классов используются: актовый (поливалентный) зал, многофункциональный учебный центр 2 помещения

Кадровое обеспечение реализации образовательного конструирования и робототехники в МБОУ СОШ №5 представлено следующим составом:

Учителя начальных классов:

  • Кертес Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Сведения об уровне квалификации: обучение по программе Международной академии LEGO Education (получен сертификат Академии);

  • Лебедь Ирина Юрьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Сведения об уровне квалификации: обучение по программе Международной академии LEGO Education (получен сертификат Академии);

  • Шихирина Галина Григорьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Сведения об уровне квалификации: участие в семинаре по робототехнике на базе МБОУ г. Мурманска МПЛ в рамках Российской научной конференции школьников «Юность. Наука. Культура – Арктика – 2013», теоретическая подготовка в объеме 12 часов.

Учитель робототехники:

 

  • Нифакин Николай Николаевич, учитель информатики высшей квалификационной категории. Сведения об уровне квалификации: участие в семинаре по робототехнике на базе МБОУ г. Мурманска МПЛ в рамках Российской научной конференции школьников «Юность. Наука. Культура – Арктика – 2013», теоретическая подготовка в объеме 12 часов; участие в качестве судьи в робототехнических соревнованиях, проводимых по правилам WRO-2013 в рамках II Фестиваля «Информатика и робототехника во Дворце Конгрессов – 2013» (подтверждено сертификатом, удостоверяющим хорошую теоретическую подготовку и знание правил WRO-2013).

 

Учитывая материальные и кадровые ресурсы, в 2013/2014 учебном году школа №5 начала в системе реализацию робототехники по следующим направлениям:

 

  • Включение в учебный план основной школы факультативного курса «Робототехника» за счет школьного компонента (5 и 7 классы);

  • Включение в учебный план внеурочной деятельности начальной школы;

  • Участие в состязательных мероприятиях по образовательной робототехнике;

  • Организация досуговой деятельности учащихся;

  • Методическая работа педагогов.

 

Разработан и утвержден План работы МБОУ СОШ №5 по направлению "Образовательная робототехника", который предусматривает интеграцию с системой дополнительного образования в городе. В рамках реализации этого плана предусмотрены задачи встраивания робототехники в учебный процесс, развитие материально-технического оснащения, участие в соревновательных мероприятиях различного уровня (в том числе, проведение школьных и городских мероприятий), обобщение и распространение опыта на методических мероприятиях. Ключевым событием в 2013/2014 учебном году станет первый муниципальный фестиваль научно-технического творчества и состязаний по робототехнике, запланированный на апрель 2014 года. 

 

Несмотря на пока не слишком большой стаж школы по реализации направлений внедрения робототехники, у МБОУ СОШ №5 уже есть неплохие показатели, в частности по участию в соревновательных мероприятиях. Так, в марте 2013 года в Государственном комплексе «Дворец конгрессов» в городе Стрельна под Санкт-Петербургом прошел Фестиваль технического творчества школьников "Информатика и робототехника во Дворце конгрессов - 2013", где команда школы №5 заняла 3 место в классических соревнованиях по робототехнике (номинация «Траектория-Пазл»). В октябре 2013 года на Фестивале робототехники в Мурманском политехническом лицее "РобоАрктика - 2013" команда начальных классов получила диплом 1 степени в творческой категории. А в ноябре на «Хибинском робототехническом фестивале» в городе Кировск школу представляли 4 команды, две из которых получили призовые места: команда начальных классов получила 3 место в творческой категории, а команда 5-классников победила в номинации «Слалом по линии».

 

Все значимые события освещаются корреспондентами школьного пресс-центра.

 

Между тем, перед школой стоят достаточно сложные задачи, которые необходимо решить, самая существенная из которых – материально-техническое оснащение. Для организации продуктивной практической деятельности в группах учащихся на факультативных курсах, при подготовке к соревновательным мероприятиям, для организации проектной внеурочной деятельности, интеллектуального досуга требуется гораздо большее количество образовательных конструкторов, чем имеется на данный момент в школе. Также есть потребность в приобретении полей для состязаний, поскольку соревновательная деятельность не только создает дополнительный стимул к обучению, но и развивает важные личностные качества, такие как целеустремленность, навыки работы в группе и другие.