Учебный план внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
Аннотации к рабочим программам по внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
Учебный план внеурочной деятельности на уровне основного общего образования
Аннотации к рабочим программам по внеурочной деятельности на уровне основного общего образования
Учебный план внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования
Аннотации к рабочим программам по внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования
Общая характеристика внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность является частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге и общественно полезной деятельности.
Цель внеурочной деятельности в школе - создание условий для
- проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора;
- постижения духовно-нравственных ценностей, культурных традиций и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами,
проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
|
![]() |
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Цели организации внеурочной деятельности:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- формирование культуры общения учащихся, осознание необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
- воспитание стремления к полезному времяпровождению и позитивному общению.
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Практические задачи:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
- использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
- создавать кружки, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
- способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.
Принципы построения программ внеурочной деятельности
- принцип ориентации на идеал;
- принцип системно-деятельностной организации внеурочной деятельности;
- принцип соответствия возрастным особенностям учащихся;
- принцип опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- принцип опоры на ценности программы воспитания и социализации младших школьников;
- принцип свободного выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка;
- принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;
- принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы внеурочной деятельности и время на их усвоение.
Организация внеурочной деятельности в школе предусматривает достижение следующих воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта, опыта самостоятельного общественного действия;
- формирование у детей положительного отношения к базовым общественным ценностям, каковыми являются:
- патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь и достоинство;
- личность – саморазвитие и совершенствование, любовь к жизни и человечеству, способность к личностному и нравственному выбору;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
- наука – ценность знания, стремление к познанию;
- искусство и культура – красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие;
- природа - родная земля, заповедная природа, экологическое сознание.
Цели и задачи направлений внеурочной деятельности
Духовно-нравственное и социальное направления
Цели духовно-нравственного и социального направлений внеурочной деятельности:
- обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества;
- активизация внутренних резервов учащихся, способствующих успешному освоению ими нового социального опыта на уровне начального общего образования, формированию у них социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
В основу работы по данным направлениям положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основные задачи организации внеурочной деятельности духовно-нравственной и социальной направленности:
формирование у учащихся
− общечеловеческих ценностей в контексте формирования гражданской идентичности;
− психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
− способности сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
− основы культуры межэтнического общения;
− отношения к семье как к основе российского общества;
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
приобщение учащихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы;
сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности ребёнка;
становление у детей гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Общеинтеллектуальное направление
Общеинтеллектуальное направление призвано обеспечить достижение учениками планируемых результатов освоения ООП.
Основные задачи организации курсов внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности:
формирование у учащихся
− навыков научно-интеллектуального труда;
− первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
развитие у школьников культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
овладение учащимися универсальными учебными действиями.
Общекультурное направление
Цели общекультурного направления внеурочной деятельности:
- воспитание у детей способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- формирование у школьников ценностных ориентаций;
- развитие у учащихся общей культуры
- ознакомление учеников с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.
Основные задачи организации внеурочной деятельности общекультурной направленности:
- формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
- становление у учащихся активной жизненной позиции;
- воспитание основ правовой, эстетической, физиологической и экологической культуры.
Спортивно – оздоровительное направление
Целесообразность спортивно-оздоровительного направления организации внеурочной деятельности заключается в формировании у детей установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся на уровне начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию учащихся, достижению ими планируемых результатов освоения ООП.
Основные задачи организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности:
- формирование у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- развитие у учеников потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Предполагаемые результаты реализации программ внеурочной деятельности
- Результаты первого уровня − приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, т. е. приобретение школьниками представлений
- об этике и эстетике повседневной жизни человека, основах здорового образа жизни, истории своей семьи, малой родины и Отечества;
- о принятых в обществе нормах поведения и общения, русских народных играх, правилах конструктивной групповой работы (разработка социальных проектов и организация коллективной творческой деятельности), способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследований.
- Результаты второго уровня − формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Результаты третьего уровня − приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия, т. е. школьник может приобрести опыт
- исследовательской деятельности;
- публичного выступления;
- опыт самообслуживания, самоорганизации;
- организации совместной деятельности с другими детьми.
Кроме того, в процессе реализации программы внеурочной деятельности планируется достижение следующих общих результатов:
- внедрение в работу эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости младших школьников;
- улучшение психологической и социальной атмосферы в едином образовательном пространстве;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- развитие взаимодействия школы и семьи.
Программа внеурочной деятельности предусматривает также развитие сотрудничества педагогов школы с родителями учеников. Основная цель такого сотрудничества – осуществление совместной деятельности школы и семьи в рамках воспитания и образования детей. Задачи развития сотрудничества педагогов и родителей учащихся следующие:
- гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
- развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
- освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
- оказание родителями содержательной помощи учителю в повышении качества образовательного процесса (организация домашней работы младших школьников)
Анкета для родителей будущих первоклассников
Образец карты педагогической оценки качества внеурочной деятельности учащихся класса