Общая характеристика внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность является частью образовательного процесса и одной из форм организации  свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге и общественно полезной деятельности.

Цель внеурочной деятельности в школе - создание условий для

  • проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора;
  • постижения духовно-нравственных ценностей, культурных традиций и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами,

проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

 fgos vneurochka

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Цели организации внеурочной деятельности:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • формирование культуры общения учащихся, осознание необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • воспитание стремления к полезному времяпровождению и позитивному общению.
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Практические задачи:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
  • использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
  • создавать кружки, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
  • демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
  • воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
  • способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Принципы построения программ внеурочной деятельности

  • принцип ориентации на идеал;
  • принцип системно-деятельностной организации внеурочной деятельности;
  • принцип соответствия возрастным особенностям учащихся;
  • принцип опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • принцип опоры на ценности программы воспитания и социализации младших школьников;
  • принцип свободного выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка;
  • принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;
  • принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы внеурочной деятельности и время на их усвоение.

Организация внеурочной деятельности в школе предусматривает достижение следующих воспитательных результатов:

  1. приобретение учащимися социального опыта, опыта самостоятельного общественного действия;
  2. формирование у детей положительного отношения к базовым общественным ценностям, каковыми являются:
  • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь и достоинство;
  • личность – саморазвитие и совершенствование, любовь к жизни и человечеству, способность к личностному и нравственному выбору;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
  • наука – ценность знания, стремление к познанию;
  • искусство и культура – красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие;
  • природа  - родная земля, заповедная природа, экологическое сознание.

Цели и задачи направлений внеурочной деятельности

Духовно-нравственное и социальное направления

Цели духовно-нравственного и социального направлений внеурочной деятельности:

  1. обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества;
  2. активизация внутренних резервов учащихся, способствующих успешному освоению ими нового социального опыта на уровне начального общего образования, формированию у них социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

В основу работы по данным направлениям положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Основные задачи организации внеурочной деятельности духовно-нравственной и социальной направленности:

формирование у учащихся

     общечеловеческих ценностей в контексте формирования гражданской идентичности;

     психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

     способности сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

     основы культуры межэтнического общения;

     отношения к семье как к основе российского общества;

воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;

приобщение учащихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы;

сохранение базовых национальных ценностей российского общества;

последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности ребёнка;

становление у детей гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Общеинтеллектуальное направление

Общеинтеллектуальное направление призвано обеспечить  достижение учениками планируемых результатов освоения ООП.

Основные задачи организации курсов внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности:

формирование у учащихся

     навыков научно-интеллектуального труда;

     первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

         развитие у школьников культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

         овладение учащимися универсальными учебными действиями.

Общекультурное направление

Цели общекультурного направления внеурочной деятельности:

  • воспитание у детей способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
  • формирование у школьников ценностных ориентаций;
  • развитие у учащихся общей культуры
  • ознакомление учеников с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основные задачи организации внеурочной деятельности общекультурной направленности:

  • формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
  • становление у учащихся активной жизненной позиции;
  • воспитание основ правовой, эстетической, физиологической и экологической культуры.

Спортивно – оздоровительное направление

Целесообразность спортивно-оздоровительного направления организации внеурочной деятельности заключается в формировании у детей установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся на уровне начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию учащихся, достижению ими планируемых результатов освоения ООП.

         Основные задачи организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности:

  • формирование у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • развитие у учеников потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Предполагаемые результаты реализации программ внеурочной деятельности

  1. Результаты первого уровня − приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, т. е. приобретение школьниками представлений
  • об этике и эстетике повседневной жизни человека, основах здорового образа жизни, истории своей семьи, малой родины и Отечества;
  • о принятых в обществе нормах поведения и общения,  русских народных играх, правилах конструктивной групповой работы (разработка социальных проектов и организация коллективной творческой деятельности), способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследований.

  1. Результаты второго уровня − формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

  1. Результаты третьего уровня − приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия, т. е. школьник может приобрести опыт
  • исследовательской деятельности;
  • публичного выступления;
  • опыт самообслуживания, самоорганизации;
  • организации совместной деятельности с другими детьми.

Кроме того, в процессе реализации программы внеурочной деятельности планируется достижение следующих общих результатов:

  • внедрение в работу эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости младших школьников;
  • улучшение психологической и социальной атмосферы в едином образовательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • развитие взаимодействия школы и семьи.

Программа внеурочной деятельности предусматривает также развитие сотрудничества педагогов школы с родителями учеников. Основная цель такого сотрудничества – осуществление совместной деятельности школы и семьи в рамках воспитания и образования детей. Задачи развития сотрудничества педагогов и родителей учащихся следующие:

  • гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
  • развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
  • освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
  • оказание родителями содержательной помощи учителю в повышении качества образовательного процесса (организация домашней работы младших школьников)

Учебный план внеурочной деятельности на 2017/2018 учебный год

Анкета для родителей будущих первоклассников

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (модификационный вариант методики Р. В. Овчаровой)

Образец карты педагогической оценки качества внеурочной деятельности учащихся класса

Рабочие программы по внеурочной деятельности на 2017/2018 учебный год